Формирующий эксперимент

Формирующий эксперимент
В отечественной психологии, особенно при изучении психического развития ребенка, широко применяется особый вид эксперимента, который называется формирующим. Формирующий эксперимент включает обучение испытуемых, направленное на развитие у них заранее предусмотренных экспериментатором психических процессов и качеств.

Для проведения такого эксперимента необходимо иметь предположения о том, как складываются у ребенка интересующие экспериментатора психические качества. Эти предположения и проверяются путем специально организованного обучения. Так, при изучении памяти дошкольников было выдвинуто предположение, что развитие запоминания содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включении этих приемов в процесс запоминания.

Это предположение проверялось путем формирующего эксперимента. Вначале детей учили разбивать произведение детской художественной литературы на смысловые части и озаглавливать каждую из них, составляя в результате план произведения. Однако само по себе это не привело к значительному улучшению запоминания. Такое улучшение было получено только после дополнительного обучения, в ходе которого дети учились использовать составление плана в целях запоминания и пересказа прослушанных рассказов и сказок. Достигнутое улучшение запоминания впоследствии распространялось и на те произведения, которые детям только читали, не проводя с ними работы по составлению плана. Таким образом, предположение, которое проверялось в эксперименте, полностью подтвердилось.

admin

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.

пять × два =